Монограмма — это тоже способ создать логотип
Монограмма, какой ее задумали древние греки (греч. μόνος — один, γραμμα — буква) — это знак в виде стоящих рядом или соединенных букв, означающий какое-то имя.
Историки считают, что одними из первых монограмм были сокращенные названия греческих и римских городов на выпущенных ими глиняных монетах (350 г. до н. э.).
На протяжении столетий люди использовали свои инициалы, чтобы обозначить право на изделие, происхождение, власть.
Монограммы наносили на:
- монеты и медали;
- картины, скульптуры, мебель и другие разнообразные изделия ремесленников;
- гербы, оружие и другое имущество аристократов и монархов;
- документы, рукописи, позже — книги;
- ювелирные изделия;
- белье ручной работы.
Монета Карла I, Англия, XVII век
Золотая табакерка с монограммой императрицы Марии Александровны, XIX век
По сути монограмма — это инициалы, выполненные в художественном дизайне. Чаще всего это не одна буква, а две или три.
Виды монограмм
С понятием монограммы связаны другие термины, обозначающие графические знаки.
Вензель (от польского węzeł, то есть «узел») — это монограмма, украшенная дополнительными элементами: абстрактными завитками, венками, ветвями, силуэтами животных, коронами. Так создаются фамильные гербы, а иногда — логотипы (о них ниже).
- Лигатура — знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный соединением двух и более минимальных единиц письменности (графем). Если это не иероглифы или слоговые знаки, а буквы, лигатура может оказаться монограммой. Принципиальная разница в том, что знаки в монограмме могут просто стоять рядом, а в лигатуре всегда соединены. Это интересный дизайнерский прием, с помощью которого можно придать индивидуальность типографике. Или создать логотип.
- Экслибрис (от латинского ex libris, то есть «из книг») — личный знак, которым владелец книг отмечает экземпляры из своей библиотеки. И если на знаке главным элементом выступают инициалы человека, экслибрис оказывается монограммой или вензелем.
Уточняя, что такое монограмма в наши дни, нужно еще упомянуть, что они используются не только как производные от имен, но и от целых фраз: в монограмме может быть закодирована аффирмация или жизненное кредо. Так, DWBH означает Don`t worry, be happy!
Монограмма как основа логотипа
Собственно, монограммы служили инструментом персонального брендинга задолго до того, как появилось понятие маркетинга и бренда. И продолжают активно использоваться как основа или часть логотипов.
Мы видим их на вывесках популярных фастфудов, на капотах автомобилей, на бытовой и электронной технике.
В модной индустрии одним из первых логотипов-монограмм стал знак бренда Louis Vuitton. Разработан он был для нанесения на изделия — как способ предотвратить подделки.
Поскольку успех и репутация модных домов всегда связаны с именем их основателя, в этой сфере логотипы-монограммы очень популярны: Chanel, Gucci, Fendi, Yves Saint Laurent и другие. Они говорят о преемственности и семейных традициях.
Монограмму как логотип используют и в брендинге территорий: от классического логотипа Нью-Йорка до созданного в 2009 г. за 240 тыс. долларов логотипа Мельбурна.
Как понять, что для вашего бизнеса хорошо подойдет лого в виде монограммы?
- У компании длинное сложное название.
- Название легко сократить до инициальной аббревиатуры, то есть по первым буквам слов.
- Вы хотите подчеркнуть приверженность вашего бренда семейным ценностям.
- Планируете работать на международных рынках, где аббревиатура будет более универсальной, чем перевод названия компании.
Востребованный формат логотипа — графический знак + полное название компании. Отдельно знак, которым может быть и монограмма, начинает ассоциироваться с компанией не сразу, а по мере ее узнавания клиентами и покупателями.
Способы и правила создания логотипа из монограммы
Есть несколько способов нарисовать логотип на основании монограммы:
1. Поставить инициалы рядом. Такой подход настолько простой, что требует решимости.
2. Соединить буквы или даже сделать из них лигатуру.
3. Перевернуть знаки или сложить их в определенную форму.
4. Скомпоновать так, чтобы просвет между буквами образовывал еще одну.
5. Заключить буквы в рамку, геометрия которой будет работать на впечатление от бренда. Кстати, рамка определенной формы может усиливать сходство логотипа с гербом. Или печатью — знаком качества.
Важно правильно выбрать:
- Простой дизайн. Используя буквы, вы кодируете в своем товарном знаке важную информацию, которую хотите сообщить целевой аудитории. Значит, эта информация должна легко читаться. В любом размере лого и на любом носителе, куда вы захотите его нанести — на металле вывески, ткани фирменной футболки или плотной бумаге пакета.
- Понятную стилизацию. Обыграть форму букв изображением не всегда просто. Но так можно создать действительно изящное решение, в котором форма дополняет и подчеркивает смысл.
- Шрифт. Он должен соответствовать характеру бренда. Легкие каллиграфические буквы нравятся женщинам и говорят о творческом начале. Строгие шрифты указывают на ответственность и солидность. Имитация рукописных знаков заявляет об открытости и демократичности. И в любом случае важным требованием остается удобочитаемость.
- Минимум цвета, чтобы сделать акценты на дизайне букв. Рекомендуют не больше двух цветов. Но бывает достаточно и одного, с градиентами или без. Дополнительную выразительность монохромному решению можно придать с помощью объема.
Исключением из правила «не больше двух», по традиции, могут стать лого для брендов, делающих акцент на креативности, инновационности, эмоциональности.
Для создания монограмм разработаны специальные шрифты. Существуют и программы-конструкторы, в которых можно экспериментировать с цветами, формами и начертаниями букв.
Но чтобы монограмма стала говорящим символом вашего бренда, необходимо больше: понять его ценности и характер и сформулировать их в выразительной графической форме.