Киберспорт: где и как работают логотипы
Киберспорт — это рынок объемом 1,23 млрд долларов и аудитория в 454 млн человек (данные 2019 г.). И собственный аналог Олимпиады — WorldCyberGames (WCG).
Киберспорт в России
То, что киберспорт — это спорт, в Российской Федерации решали дважды. Официальное признание, сделанное в 2001 г., было первым в мире. Но в 2006 г. киберспорт исключили из Всероссийского реестра видов спорта — не дотянул по критериям распространенности в регионах.
Попасть в этот список eSport смог только летом 2016 г. К этому моменту уже существовал и действовал киберспортивный холдинг ESforce — самая масштабная киберспортивная организация в РФ, СНГ и Восточной Европе.
Сегодня ESforce принадлежит технологической компании Mail.ru Group, а игровой актив холдинга — клуб Virtus.pro. Многократный чемпион, взявший на международных турнирах призы на сумму почти 14 млн долларов.
В Москве две киберспорт-арены мирового уровня:
- ВТБ «Ледовый Дворец» на 12 тыс. человек, работает с 2016 г.
- Yota Arena на 10 тыс. человек. В свободные от турниров дни служит площадкой любительских матчей для всех желающих. Эту киберспорт-арену в Москве в 2017 г. открыл ESforce.
С 2017 г. действует Федерация компьютерного спорта России. В 2019 г. российская аудитория киберспорта насчитывала 12 млн человек, и в 2020-м она выросла, в том числе под влиянием пандемии и самоизоляции.
Эмблема для команды: почему важна
В кибербрендинге действуют общие маркетинговые законы: выделяйся, запоминайся, зарабатывай репутацию. Брендами становятся выдающиеся игроки, команды, кланы и клубы. И логотип — основа брендинга и главный идентификатор.
Какие задачи решает лого команды?
- Выражает ее характер и ценности.
- Объединяет и мотивирует игроков.
- Впечатляет и вовлекает фанатов.
Но в eSport зарабатывают не только получая призы. Индустрией активно интересуются крупные бренды. Количество спонсорских контрактов с командами ежегодно вырастает в несколько раз.
Интерес корпораций вполне объясним:
- Основную ЦА киберспорта составляют миллениалы 21-35 лет.
- Половина из них имеют семьи и активно влияют на их бюджет.
- Многие хорошо зарабатывают.
- И еще важный штрих: эти люди почти не смотрят телевизор, не слушают радио, не читают печатные СМИ. То есть достучаться до них можно через ограниченное количество рекламных каналов.
Первыми спонсорами в киберспорте ожидаемо были разработчики игр и производители игрового оборудования: Samsung, Intel, ASUS. Затем к ним добавились телекоммуникационные компании, автокорпорации и FMCG-бренды: HTC, Subaru, Audi, Coca-Cola, «Билайн», «Мегафон», «Сникерс», Burger King.
Большой потенциал видят в коллаборации с киберспортсменами производители спортивной одежды, гаджетов, компьютерной мебели.
Спонсорство чаще всего подразумевает совместный брендинг: логотипы команд и их спонсоров размещаются рядом на рекламной продукции, в стриминговых трансляциях, на форме игроков, игровом оборудовании.
Есть и контракты, в рамках которых бренды выпускают специальные серии своих продуктов с логотипами команд-лидеров компьютерного спорта.
Так или иначе, эмблема команды выходит в люди и начинает активнее работать на продвижение коллектива и его узнаваемость как бренда.
Как создать логотип для команды
Понятно, почему логотипы команд-новичков нередко создаются за час в онлайн-генератора: идеи есть, а вот бюджета пока нет. Но и в этом случае стоит вначале ответить себе на основополагающие вопросы:
- Эмблема для вашей команды должна соответствовать актуальным подходам (о них немного ниже) или резко отличаться?
- Хотите ли вы разместить на лого название?
- Нужен ли вам маскот? Кто (или что) именно?
- Какие главные черты команды должен раскрывать ваш логотип?
Вот этот последний вопрос распадается сразу на три: цвет, форма, шрифт. Все они важны. Посмотрим на словах и на примерах.
Три ключевых элемента логотипа
Первое впечатление оставляет цвет. Каждый из них обладает своим значением. Традиционные для нас смыслы:
- Красный — энергия, агрессия, кровь, власть.
- Оранжевый — жизненная сила, пламя.
- Желтый — тепло, солнце, свет.
- Черный — опасность, ночь, напряжение, строгость.
- Синий — стабильность, профессионализм, космос.
- Зеленый — уравновешенность, жизнь, гармония.
- Серый — сдержанность, технологичность.
- Фиолетовый — мистика, достоинство, сила.
Форма логотипа вызывает в подсознании людей определенные ассоциации. Легче запоминаются простые фигуры — квадрат, ромб, круг, треугольник.
- При этом контуры с прямыми углами воспринимаются как более рациональные, надежные и даже солидные. Треугольники вершиной вверх выражают энергию и лидерство. Вершиной вниз — углубленность и развитие.
- Круги говорят об активности, непрерывности и объединении нескольких элементов в целое — в этом смысле круг самый «командный» символ.
- Спираль соотносится с бесконечностью, инновационностью и творчеством. Или напрямую — с торнадо.
Эти же ассоциации работают и для шрифтов. Форма букв передает настроение бренда, уровень его открытости миру, креативности, размаха.
- Чем больше в шрифте углов, тем он кажется активнее и энергичнее.
- Округлые буквы говорят об уравновешенности, квадратные — о традиционности.
Размер тоже важен. Название, набранное прописными буквами, — заявка на лидерство и высокий статус. Слово только из строчных передает дружелюбие, демократичность. Но как-то сложно найти последние в киберспортивных логотипах.
Логотипы в киберспорте: тренды
Даже на этих нескольких примерах видны общие закономерности в логотипах кланов и команд. Сформулировать их можно в шести пунктах
- Использование в логотипе названия. Самый правильный подход для начинающих брендов.
- Присутствие персонажей. Разнообразных: воинов, магов, мощных и забавных животных, хищных и быстрых птиц, черепов и зомби. Преобладает настроение демонстрации мощи и угрозы, иногда — юмор (не без черного), немного интеллектуального превосходства.
- Яркие цвета, контрасты, рельефные тени.
- Двухмерность и техника граффити.
- Угловатые контуры, созданные молниями, крыльями, мечами, когтями, зубами и прочим.
- Формы, обыгрывающие щит или герб. Тут интересно еще и расширение смыслов цвета. Ведь в геральдике желтый и оранжевый означают также золото, белый — серебро, красный — мужество, черный — осторожность и мудрость.
И еще одна тенденция, свойственная логотипам в киберспорте, — адаптивность. Их могут менять для лучшего сочетания с торговым знаком спонсора. Или под конкретный большой турнир. Подвергать рестайлингу, чтобы осовременить дизайн. Вот как это делает топовый клуб киберспорта в России Virtus.pro: в 2018 г. — коллаборация с «Мегафоном», в 2019 г. — участие в The International 2019 (Шанхай) и рестайлинг.
Было | с 2019 г. |