Как разработать бизнес-план для своей компании

Бизнес-план — это документ, в котором вы излагаете стратегию достижения конкретной цели предпринимательской деятельности.

Определяете пути достижения данной цели, связанные с этим возможности и риски, устанавливаете измеримые сроки и критерии.

Не стоит рассматривать планирование как формальный шаг перед просьбой о кредите. Продуманный и подробный бизнес-план даст возможность увидеть перспективы вашей идеи, заблаговременно подготовиться к неблагоприятным факторам и ДА — привлечь инвестиции для развития своего дела.



Разрабатываем бизнес-план: пример алгоритма

Подготовка к созданию документа состоит из трех этапов.

Анализ рынка и конкурентов

Начинать планирование любой предпринимательской активности необходимо с изучения рынка. Если планируется масштабный проект, можно приобрести готовое маркетинговое исследование. 

Чтобы сориентироваться в локальной нише, исследование заказывают. Или действуют самостоятельно, изучая ценовую политику, методы работы и целевую аудиторию конкурентов.

Сбор данных

Показатели и деньги — та исходная информация, которую вам нужно собрать, прежде чем приступить к расчету финансовой модели. 

Выбрав систему налогообложения, вы определитесь с составом и размером налогов.

Какие еще сведения понадобятся? 

  • Список инвестиционных расходов: на строительство, приобретение техники и оборудования. Размеры инвестиций и сроки, в которые их необходимо получить.
  • Список возможных источников финансирования.
  • Объемы производства и продаж.
  • Потребности в сырье и его стоимость.
  • Количество персонала и затраты на оплату труда.
  • Размер сопутствующих затрат: на аренду помещений, оплату коммунальных услуг, клининг.

Это минимальный стандартный перечень, который нужно расширить (или сузить) с учетом специфики проекта.


Расчет финансовой модели

В зависимости от ваших умений и сложности проекта для составления финансов модели можно использовать Excel, онлайн-конструкторы или специальные платные программы (например, Project Expert).

Теперь остается выбрать шаблон бизнес-плана, чтобы внести в него собранную информацию и результаты расчетов.


Бизнес-план: выбираем шаблон 

Как составить бизнес-план и какие разделы в него включить, зависит от вида деятельности компании, этапа, на котором она находится, и целей документа. На старте малого бизнеса, когда бизнес-план — основа основ, важно презентовать себя и свои перспективы максимально подробно. 

Если план не внешний, а внутренний, например, составлен на ближайшие годы или для достижения конкретной цели, вам не потребуется подробно излагать историю компанию или ее структуру. Но, возможно, понадобится привлечь эксперта со стороны, чтобы оценил план непредвзятым взглядом со стороны.

Внешние документы можно разделить на три категории:

  1. Для получения кредита в банке. Важно согласовать его структуру и содержание с конкретным финучреждением, их требования могут отличаться.
  2. Для получения господдержки. Рекомендации по составлению приводятся в соответствующей программе.
  3. Антикризисный. Готовится, чтобы объяснить действующим инвесторам, как вы будете выводить фирму из кризиса. 

Самые популярные в России шаблоны бизнес-планов — от Европейского банка реконструкции и развития и от подразделения ООН — United Nations Industrial Development Organization (UNIDO).

Стандарт от ЕБРР

Документ от ЕБРР разработан для производственных компаний, которые ищут инвесторов. И его структура предусматривает разделы, которые подробно раскроют возможности и потенциал производства в контексте очередного проекта:

  1. Титульный лист.
  2. Меморандум о конфиденциальности.
  3. Резюме.
  4. Подробный анализ предприятия: этапы развития, актуальное состояние, организационная структура, финансовое положение.
  5. Описание нового проекта: общая характеристика, план инвестиций, анализ ситуации на рынке, описание процессов производства, финансовый план, оценка экологической безопасности.
  6. Обоснование необходимых объемов финансирования и его схемы: график получения и возврата кредитных средств, механизмы залога, поручители, SWOT-анализ, оценка рисков.
  7. Приложения.

Такой формат бизнес-планирования больше подходит для задач крупного и среднего бизнеса.


Стандарт от UNIDO

Шаблон бизнес-плана от UNIDO более универсальный. Он лежит в основе большинства требований, которые выдвигают к соискателям кредитов банки. 

Этот стандарт документа предусматривает описание процессов. Поэтому подходит для самозанятых лиц, индивидуальных предпринимателей, малого и среднего предпринимательства (МСП). 

Документ от UNIDO имеет 10 разделов:



Название раздела                                                                                    

О чем писать


Титульный лист

Название компании и проекта. 

Сроки его реализации, самые убедительные цифры.

Дата составления документа.

Все это должно поместиться на 1 листе


1.

Резюме

Выжимка самых существенных моментов:

  • Сущность бизнеса и ваша команда.

  • Анализ рынка и конкурентов.

  • Цель проекта и как вы будете ее достигать.

  • Финансовый анализ.

  • Потребность в инвестициях и как вы рассчитываете их получить: гарантии, сроки кредитования и возврата.

  • Прогноз окупаемости и прибыли.

Лаконично, аргументированно и так, чтобы инвестор захотел изучить весь документ.

Не больше 2 листов. 

Обычно резюме пишут последним: проработка всех разделов бизнес-плана позволит легко сформулировать ключевые сведения 


2.

Описание отрасли и компании

Исчерпывающий анализ рыночной ниши, целевой аудитории, конкурентов, ценовой политики, технологий, подходов и трендов.

Для действующего бизнеса — оценка текущего состояния дел и финансового положения.

Для начинающего предпринимателя — планы и обоснование перспектив.

Аргументы должны быть проиллюстрированы таблицами, графиками, ссылками на авторитетные источники


3.

Описание товара или услуги

  • Название и сфера применения.

  • Главные характеристики (не забудьте про возможность утилизации и экологичность). 

  • Нужен ли патент, лицензия, защита авторским правом, сертификат качества. Что из этого в наличии, что планируется оформить, в какие сроки.

  • Условия и сроки использования.

  • Правила гарантии и сервисного обслуживания.

  • Условия поставки.

В зависимости от вида услуги могут понадобиться описание методологии, расписание занятий или процедур, описание законодательной, информационной и материальной базы  


4.

Стратегии маркетинга, каналы продаж

Должны быть описаны:

  • Преимущества продукта и его уникальное торговое предложение.

  • Позиционирование на рынке, стратегия продвижения бренда.

  • Факторы, от которых зависит стоимость продукта, порядок ценообразования.

  • Нужна ли сервисная поддержка.

  • Сегментирование покупательской аудитории.

  • Каналы продаж.

  • Стратегия и бюджет трейд-маркетинга.

  • Оценка потенциала для роста продаж.

Если речь о товаре, которому нужна упаковка, должны быть описаны ее маркетинговые функции и этапы ее создания.

Сделать этот раздел более убедительным помогут образцы наружной и интернет-рекламы, контент-план и примеры контента


5.

План производства

Описание производственного процесса:

  • Технологии. 

  • Объемы выпуска продукта  и потенциал роста.

  • Список сырья и материалов, каналов поставок и цены. 

  • Схемы сотрудничества с подрядчиками.

  • Потребность в собственном и арендованном оборудовании.

  • Количество персонала, режимы работы, затраты на оплату труда.

  • Потребность в складских помещениях.

  • Расчет постоянных и переменных издержек


6.

Организационный план

Основные сведения о фирме с позиции профессиональных компетенций: 

  • Форма собственности, физическое место расположения. Если компания новая — сведения о регистрации в ФНС РФ. 

  • Структура и схема бизнес-процессов.

  • Руководство и ведущие специалисты: компетенции, полномочия и ответственность.

  • Способы обучения персонала, повышения уровня его квалификации, которые важны для реализации бизнес-плана


7.

Финансовый план

Здесь важно дать детальную и  обоснованную оценку  финансовой привлекательности проекта.

Вначале анализируются все затраты:

  • на подготовительный и основной периоды;

  • обслуживание кредита;

  • зарплату персонала;

  • уплату налогов и сборов.

Далее приводятся:

  • прогноз продаж;

  • балансовый отчет;

  • отчет о прибылях и убытках; 

  • отчет о движении наличных средств;

  • план и схема использования средств, полученных от инвесторов.

Обязательная часть финансового раздела — стратегия выхода компании с рынка, то есть перспективы ее продажи. Этот анализ должен продемонстрировать инвесторам, что их деньги принесут прибыль.

Обычно финансовый план содержит: прогноз на каждый из первых 12 месяцев работы + прогноз на каждый год из следующих 3 лет.

К разработке раздела целесообразно привлечь внешних экспертов


8.

Оценка эффективности

Чаще всего для нее используют пять показателей, которые вместе формируют представление о прогнозируемых окупаемости и прибыльности проекта:

  • внутренняя норма доходности; 

  • чистая текущая стоимость проекта (NPV);

  • срок окупаемости;

  • индекс рентабельности;

  • анализ безубыточности 


9.

Анализ рисков и гарантий

Изучаются возможные угрозы для деятельности компании, внешние и внутренние:  политические, рыночные, товарные, конкурентные, технологические, управленческие.

Для каждого из фактора составляется прогноз. И план мер, которые снизят его влияние на проект. 

Обосновываются гарантии, которыми располагает компания. Выводится их финансовый эквивалент. 

Рассчитывается коэффициент финансового риска, то есть отношение собственных средств компании к заемным. Чем ближе этот показатель к 0, тем ниже риск 


10.

Приложения

Здесь собираются важные дополнительные материалы ко всем разделам бизнес-плана. Это могут быть:

  • договоры с партнерами и подрядчиками;

  • лицензии и сертификаты;

  • дипломы, сертификаты и другие подтверждения квалификации топ-менеджмента и ведущих сотрудников;

  • статистические отчеты;

  • объемные таблицы и графики;

  • эскизы, схемы, фото, инфографика


Средний объем документа составляет 30-70 страниц.

Если вы хотите, чтобы ваш бизнес-план на 100% представлял стратегию и тактику эффективного бизнеса, действуйте честно и дотошно. Не пользуйтесь чужими оценками и расчетами, а свои старайтесь сделать максимально точными. И перепроверяйте.



Кто поможет составить бизнес-план для России

Составить самому или обратиться к консультантам? В разных профильных компаниях РФ полная стоимость разработки бизнес-плана варьируется, в первую очередь, в зависимости от масштаба проекта. Составляя от 10 до 300 тыс. рублей и выше. Для МСП можно определить диапазон в 10-60 тыс. рублей.

Если хотите действовать самостоятельно, хорошим подспорьем будет ресурс Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации «МСП»). Эта организация создана для поддержки субъектов бизнеса на разных уровнях: информационном, методологическом, законодательном, финансовом. 

На сайте Бизнес-навигатор МСП вы можете изучить актуальную рыночную аналитику, в том числе для вашего региона. Определить привлекательную рыночную нишу для самозанятых, предпринимательства в розничном секторе или промышленном производстве. 

Найти вариант деятельности исходя из спроса-предложения или размера средств, которыми располагаете. И подобрать типовой бизнес-план в России (в базе около 300), чтобы доработать под свои данные. 

Плюс в том, что с готовым документом уже можно обращаться за кредитованием в одну из финансовых организаций-партнеров Корпорации «МСП», чьи контакты также есть на сайте.

На ресурсе РБК можно за 25-35 тыс. рублей приобрести бизнес-планы для России с готовой финансовой моделью.


5 ошибок, которые загубят ваш бизнес-план

Чтобы все сложилось удачно, прочитайте про самые распространенные ошибки, которые предприниматели допускают при составлении бизнес-плана:

  1. Отказываются от помощи. Для тщательной проработки разделов документа понадобятся специальные знания юристов, маркетологов, бухгалтеров, инженеров — привлекайте их, чтобы все профессиональные вопросы были рассмотрены объективно.
  2. Не находят времени на создание бизнес-плана. На самом деле то, что вы вязнете в потоке текущих дел, значит, что пора остановиться: заняться планированием и делегированием. Развитие бизнеса начинается с осознания целей и разработки способов их достичь.
  3. Не ставят конкретные цели и делают слишком оптимистичные прогнозы. Верить в себя нужно, но закрывать глаза на узкие места и риски плохо в первую очередь для вас. Серьезный инвестор захочет увидеть правдивую оценку ситуации и реальные пути достижения результатов.
  4. Неправильно оценивают соотношение доходов и расходов. Специалисты советуют: когда вы полностью рассчитаете затраты на реализацию проекта, удвойте эту сумму. Помните о необходимости вкладывать средства в репутацию продукта и маркетинг. Соотносите сроки поступления денег с графиком регулярных расходов. Заложите в план финансовый резерв.
  5. Утверждают, что у них нет конкурентных особенностей. Без этого ваша стратегия не убедит инвесторов, особенно тех, кто вкладывает деньги в компании из вашей сферы деятельности (читайте — разбирается в вашем бизнесе). УТП в разрезе цены и качества в условиях современного рынка действительно трудно найти, но вашими фишками могут быть особенности технологий, сервиса, новизна, неожиданная выгода. Если вы не знаете, чем будете выделяться, вы уже на пути к фиаско.

А знаете, в чем самая частая ошибка предпринимателей? Считать, что если деньги бизнесу выделили, план свою задачу выполнил и о нем можно забыть. 

Бизнес-план — это не документ для галочки, а инструмент, который поможет вам четко видеть свои цели и двигаться к ним планомерно.

следующая статья

Смотрите также
Заказать в один  клик
Логотип
Фирменный  стиль
Упаковка /  этикетка
Дизайн  полиграфии
Нейминг /  слоган
Спасибо за заявку!

Мы скоро с вами свяжемся